Инцест в истории
Почему сейчас много историй об инцесте, как будто сгущается инцестуозное пространство в нашей реальности? А может быть, осознается?
XIX век принято считать истерическим пространством, в основе которого,
кстати, тоже инцестуозные тенденции. Слово "истерия" происходит от греч.
hystera – "матка". В XIX веке истерия считалась сугубо женским заболеванием, связанным с нарушением функционирования матки и методы лечения были направлены на лечение этого органа. Для того чтобы разогнать застоявшуюся кровь и "взбодрить телесные соки", доктора делали своим пациенткам вагинальный массаж. Изначально процедура делалась вручную, затем в середине 19 века был создан первый вибратор. Для лечения истерии применяли также трепанацию черепа. Считалось, что эта древняя процедура помогала при головных болях и истерии. Гидротерапия (лечение при помощи ванн), лоботомия, электрический магнетизм тоже были частью лечения истерии, как и душ Шарко.
Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, был увлечен поиском методов
лечения истерии. В своих «Этюдах об истерии», которые были опубликованы
им в соавторстве с Й. Бройером, он писал: «Наш интерес, вызванный случайно замеченным явлением, заставил нас в течение целого ряда лет исследовать причины, которые приводят к возникновению самых разных форм и симптомов истерии. События, которым удалось спровоцировать в первый раз появление соответствующего феномена, часто имеют свои истоки в далеком прошлом, скрытом от нас годами… Истерия, несомненно, является самым старым, наиболее хорошо известным неврозом»1. Первое издание «Этюдов по истерии» было очень быстро раскуплено, что подчеркивает живой интерес общества к этому вопросу.
Судя по тому, сколько ученых были заняты поиском лекарств от истерии и ее
изучением, эту болезнь можно назвать болезнью XIX века.
Затем XX век с его двумя мировыми войнами породил поколения людей,
выросших без надлежащего чувственного ухода, с большой потребностью в безопасности, характеризующихся как шизоидный тип личности.
Согласно «Критическому словарю психоанализа» Чарльза Райкрофта,
«шизоидный (schizoid) – 1 В первоначальном значении относиться к человеку, у которого имеется разрыв между эмоциональными и интеллектуальными функциями. Использование термина идет от Блейлера, считавшего, что этот разрыв является основным нарушением при шизофрении и шизоидных типах личности. 2. В более широком значении применим к любому, чьи особенности допускают сравнение с шизофреническими, или кто (будучи психотиком) скорее станет развиваться по шизофреническому типу, нежели по типу маниакально-депрессивного психоза. 3.Отсюда – еще более широко: отстраненный, подозрительный, склонный вести жизнь богатую фантазиями…» (Райкрофт, 1995, 226).
Философский словарь дает более расширенное понятие. Шизоид (от греч.
schizein – «расколоть» и eidos – «вид») – так Э. Кречмер называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной группе шизотимии. Шизоидный человек имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, – все это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть; мы видим человека, который, как вопросительный знак, маячит на нашем пути; мы ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» – преувеличенное честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы не можем увидеть то, что скрыто за ним (Калининский - словарь;
http://endic.ru/enc_psy/SHizoid-30208.html)
Но и нестандартность мышления давала возможность шизоидной личности
проявлять себя неординарно и креативно, поэтому ХХ век характеризуется
новыми открытиями в науке. Тогда было сделано больше открытий, чем за
все предыдущие столетия. Это и Эйнштейн с его теорией относительности, и
Джеймс Чедвик, доказавший существование нейтрона, и Фридрих Мишер с
открытием спирали ДНК, и многие другие.
Психоаналитик Сасс великолепно показал символичность шизоидности для
современности. «Отчуждение современных людей от "общинного"
восприятия, отраженное в деконструктивных подходах в искусстве,
литературе, антропологии, философии и критицизме XX века, имеет жуткое
сходство с шизоидным и шизофреническим опытом. Отношение отчуждения,
гиперрефлексии (усложненного самосознания), разъединенность и рациональность, становящаяся сумасшествием, характеризуют модернистское и постмодернистское мышление и искусство. Они
противоположны миру естественных отношений, миру практической
деятельности, разделяемых общепринятых смыслов и реального физического
существования». (Сасс А. 1992 Цит. по: http://schizis.psy4.ru/ich.htm)