Девочка в стеклянном шаре

Детская травма, если она не проработана, никуда не девается, а тянется шлейфом на протяжении всей взрослой жизни. Мне бы хотелось представить случай из моей практики, в котором достаточно взрослая клиентка пытается выжить и наладить общение с миром, неся груз инцеста. С целью сохранения конфиденциальности, имя клиентки и близких ей людей изменены.
«Пристально всматриваясь в зеркала, Люси в конце концов научилась вырывать из них
глазами разные картинки. И стала раскрашивать все то, что кишмя кишело на дне ее
зрачков».
Сильви Жермен «Взгляд медузы»
французская писательница
Инцест, одна из самых «невыгодных» для терапии детских травм. Чувства, которые в ней «запакованы», невыносимы, часто подавляются и доступ к ним прочно прикрывается памятью. Урсула Вирц в своей книге «Убийство души» пишет: «Переживание инцеста является экзистенциально более угрожающим, чем обычный стресс. Сексуальная эксплуатация может объективно быть тяжелым, критическим жизненным опытом» (Виртц, 2014, с.136).

Но, как и в любой другой травме, чувства прорываются через защиты и хотят быть опознаны и пережиты. Чувства трудно поддаются идентификации, особенно в начале терапии, часто, речь еще не сформирована и клиническая беседа носит скорее односторонний характер, тогда на помощь приходят другие методы, которые помогают обеспечить эмоционально-символическое выражение, например песочная терапия или арт-терапия.

Маргарет Наумбург одна из родоначальниц американской арт-терапии –
подчеркивала, что «арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах… Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они часто становятся способными описывать его в словах» (цит. по Копытин, 2001, с14). И клиент, который никогда не рисовал, вдруг обнаруживает в себе художника, который может говорить с собой и другими, извлекая эмоционально наполненные образы. Вот и моя клиентка сделала выбор в пользу арт-терапии.
Наше знакомство состоялось в начале зимы. Ко мне пришла очень хрупкая красивая девушка с печальными глазами, и ассиметричным каре. Выглядела ухожено. Выбрала меня потому, что я единственный психолог, который не спросил ее фамилию.
Ирина Исаева
Автор статьи
Кире 23 года. Она закончила технический вуз, на тот момент училась в магистратуре. С 12 лет занималась плаванием, бросила пол года назад, работала в спортивной школе. Родилась в полной семье, есть брат старше на 6 лет. У брата маленький сын 2 года, и жена, которую зовут также как клиентку, и день рождения на следующий день, после дня рождения клиентки. Познакомился с женой брат по интернету. Живут они вместе с родителями и Кирой в трехкомнатной квартире).

Оба родителя имеют высшее инженерное образование, но мать работала бухгалтером, а отец букмекером. Со слов клиентки, «мама - беззащитная, хрупкая, плачущая, ее хочется оберегать, а папа - добрый, веселый, с плохо контролируемой агрессией, часто кричал, мог в приступе агрессии ударить, или просто бросить ребенка на кровать, возражений не терпел».

Кира начала свой рассказ о том, что ее привело в мой кабинет. Пол года назад она приехала из командировки в Питер, поссорилась с родителями, легла на пол и заплакала. Плакала долго, «просто выла» не понимая, что с ней происходит.

За год до этого, она сорвала спину, не смогла выиграть соревнования, после чего
поссорилась с тренером, затем отравилась. Папа вызвал скорую, и ее забрали в больницу. Началось хождение по врачам, но симптомы не проходили, а физических заболеваний не наблюдалось. Она обращалась за помощью к психоневрологу, но улучшения не последовало, спина болела. После ссоры с тренером ее стал тренировать брат, который работал в этой же спортшколе, и устроил ее туда же на работу.
На внешнем уровне все выглядело нормально, но внутри было чувство
неудовлетворения, и после незначительной ссоры с родителями она погрузилась в депрессию.
Ирина Исаева
Автор статьи
Кире хотелось разобраться в жизненной ситуации, найти доступ к чувствам,
«чувствовать хоть что-то». Она говорила: «Чувствую, что я по жизни бьюсь об стену. Ничего полноценно не умею делать». «Я не живу, а слежу за развитием жизни», как в песне поется. Будто я сижу в стеклянном шаре, или даже в бутылке с узким горлом, в которую ничего не поступает, и ничего не чувствую».

Мне стало понятно, она как будто заключила себя в «стеклянный шар», спасаясь
от невыносимых переживаний. Эта защита – примитивная изоляция, которая исключает других людей из активного участия в жизни человека. В книге «Психоаналитическая диагностика» Ненси Мак-Вильямс пишет «Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в понимании мира, а в удалении от него» (Мак-Вильямс, 2012, с. 136). Но эмоции должны куда-то вытесняться, скорее всего, у моей клиентки они были вытеснены в тело. Ее тошнота, рвота, боли в спине, могут быть психосоматической реакцией на невыносимую жизненную ситуацию, и могут являться ранней защитной соматизацией.

Кира рассказывала о своем детстве, ее воспоминания носили фрагментарный
характер. Постепенно я собирала анамнез и пыталась сложить картину ее детства, что было весьма сложно, так как она, начиная вспоминать какую-нибудь историю из детства, долго не могла вспомнить, сколько лет ей было на тот момент. Возможно, это было связано с ее диссоциацией, еще одной защитой, помогающей «выжить» травмированной психике. «Выгоды диссоциирования
в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти…» (Мак-Вильямс, 2012, с.153). А Дональд Калшед в книге «Внутренний мир травмы» так описывает эту зашиту:
«В памяти индивида, чья жизнь была нарушена травматическим событием, появляются провалы, для него становится невозможной вербализация, создание полноценного рассказа о том, что с ним произошло»
(Калшед, 2001, с.30)
Со слов матери, Кира была очень желанным ребенком.
В возрасте 4х лет была отправлена к бабушке на Украину, с мотивацией «жить в
нормальном климате», поскольку ее семья проживала на севере. На вопрос маленькой Киры, «вы же не оставите меня здесь?», папа сказал «нет», и уехал, оставив девочку у бабушки. Бабушка (папина мама) – воспитывала клиентку с 4 до 6 лет. Отец навещал свою дочь за это время несколько раз, а мать не приезжала. Описывала свою жизнь с бабушкой Кира так - «Мы с бабушкой все время ходили по врачам, лечили мой гастрит». Возможно, это была психосоматическая конверсия на то, что ее оставили родители. «Я не страдала, от того что мамы нет рядом, я любила в детстве поймать кошку, засунуть ее в авоську и удерживать ее там пока она не вырвется».

Затем мама привезла ее в Москву к другой бабушке (своей маме), и оставила на
год, не предупредив, что уедет без нее. Эта бабушка воспитывала внучку с 6 до 7 лет. У этой бабушки мама ее навещала, и это был «праздник-праздник». Примерно через год, вся семья переезжает в Москву. Брат, все это время жил с родителями, а затем в 13 лет был отправлен к бабушке на Украину на 3 года.

Киру беспокоило много страхов. Она боялась: «развалиться» на кусочки, что не
хватит сил ходить на работу, встречаться с подругами, что ноги не будут ходить, ноги сломаются, ее ноги связаны тканями, если их размотать, то там внутри окажутся открытые раны
». У украинской бабушки были больные ноги, после аварии она передвигалась на костылях, и клиентка интерпретировала свой страх больных ног, как боязнь быть на нее похожей. Скорее всего, этот страх символизировал незримый след ее личной аварии - травмирующих переживаний в ее жизни. Страх что «Бог все видит, и за малейший проступок придется отвечать, наказание неизбежно». Если Кира будет плохо заботиться о маме, «то мама развалится на кучу керамических осколков», а также панический страх пауков и страх далеко заплывать в море.
Таким образом, мы видим страх преследования, отсутствие целостного объекта, страх деструктивных импульсов, боязнь доступа подавленной в бессознательное информации. Ее страх был похож на воронку, которая засасывает.
Ирина Исаева
Автор статьи




На седьмой сессии взяв пастель, она нарисовала свою агрессию (рис №1) Это был ее первый рисунок в терапии. Она любила рисовать в детстве, но мама называла это ерундой, и Кира перестала рисовать.

Рисунок 1
Песочные часы, и три острые отщепленные линии ниже. Ее агрессия была
заключена в стеклянную емкость и не имела выхода. Меня удивил рисунок своей незрелостью, скорее это был рисунок трех - четырехлетней девочки.

Для меня это связывалось с тем, что она приходила на сессии в коротких юбках
или платьях, садилась напротив, так что было видно белье. Я чувствовала соблазнение, так не соответствующее психологическому возрасту клиентки.

Мой контрперенос был соответствующим и дополнительным, с одной стороны я
ожидала ее у окна, злилась на мать, бросившую ребенка, а с другой, заботилась о ней буквально, поправляла ей шарф и застегивала пуговицы, когда она просила.

На сессиях постепенно стала появляться агрессия. Кира начала злиться на бабушек, на тренера, маму, брата. Отыгрывала ее тем, что зарисовывала объявления в метро, выбрасывала на улицу корочки от апельсинов. Боялась, когда у нее в руках нож, кому-то сделать больно. На восьмой встрече Кира стала размазывать пластилин по бумаге, получился разноцветный бугорок, фиолетовое основание переходило в красно - розовую середину и сине-зеленую вершину, венчал бугорок тщательно слепленный красный шарик, в правом верхнем углу листа оказалось еще три непонятных пластилиновых фигурки, одна похожа на колечко, две другие имеливытянутую форму. Сопроводила эту работу двумя рассказами из детства: «До девяти лет я не умела злиться на родителей. Это было невозможно, они как «фигурки с полки повыше», пока не увидела, как моя подруга ругается с мамой. Потом тоже попробовала, но папа быстро научил меня, что это себе дороже, побил». «Лет в семь у меня была няня. Она мне очень нравилась, но она три раза ломала ноги, а потом повесилась. Мне ее очень жаль, она была хорошая, но я не плакала».

А я плакала в душе, понимая, что Кире нельзя было не только злиться, но и горевать, отказ от «горевания» - это способ защиты от невыносимых чувств.
Ирина Исаева
Автор статьи
В нее как будто не проникало ни горе, ни радость. Даже, казалось бы, такие яркие воспоминания из детства, как первая влюбленность. Кира рассказывала о мальчике, в которого была влюблена в шесть лет и с которым целовалась в детском саду через бумажку. Затем подростковая влюбленность в парня, ради которого в 12 лет она выиграла соревнования в надежде, что он будет с ней общаться, а он стал дружить с ее подругой. И обе эти истории не вызывали в ней никаких эмоций.

Более эмоциональными выглядели рассказы о своем желании быть хорошей
дочерью и защищать семью. «Мама всегда говорила, что семья самое главное, и все меня любят, особенно брат». А он и правда всегда о ней заботился, даже кроссовки завязывал, когда у Киры болела спина.

Я понимала, что клиентка обратилась ко мне в пограничном состоянии, на это
указывали ее депрессия, страх утраты объекта. Объектные отношения не сложились, возможно, еще и потому, что на стадии сепарации - индивидуации была получена травма брошенности, и она актуализировалась после рождения племянника, а может по другим причинам, пока было трудно это понять. На данном этапе терапии, для меня было важно установление прочных доверительных отношений, формирование безопасного переходного пространства. Это дало бы ей возможность в безопасной обстановке встретиться со своими чувствами и пережить их вместе со мной.
Все время присутствовала тема гнева на брата. Кира боялась, что когда тот войдет на кухню, а у нее будет в руке нож, она не выдержит и «случайно пырнет его». Я удивлялась - неужели такая сильная сиблинговая ревность?
Ирина Исаева
Автор статьи
«Он (брат) мне говорил, что мне в жизни все просто так достается, компьютер
подарили на выпускной, в его институт поступила уже по протоптанной дорожке,
машину он помог мне купить. Но на самом деле просто так мне ничего не досталось, он даже не представляет, как мне тяжело. Я все за ним донашивала - и институт и спорт. И мама достала своими рассказами, какой он хороший брат, и какой заботливый, и как я должна быть ему благодарна».

На 19 сессии Кира построила песочницу.

• Матрешка – я играла с матрешкой в детстве (желание что-то спрятать, несколько частей в одной),
• собаки – друзья, (выглядели, как пара собак, принюхивающихся друг к другу),
• лягушка – (люблю лягушек и ящериц), была маленькая и накопила благовоний и лягушек, (символы трансформации),
Эйфелева башня – что-то острое (актуальный конфликт),
• чаша – емкость, которую можно наполнить, чем-нибудь, например камнями (как женское лоно),
девушка – мне все время нравилась, я на нее смотрела, и думала, почему она не падает (девушка, как клиентка, не прочно стоит на земле, и не падает),
бизон это то, что защищает башню в центре, мифический Минотавр
(агрессия),
бюст – как на ИЗО в школе стояли, я в школе рисовала лучше всех, пока мама не сказала, что рисовать это «заниматься ерундой», а с другой стороны, это умная голова, пирамида – ровная и острая, в детстве ездила по Новой Риге, мимо пирамид с мамой, и смотрела, как вверху все четыре стороны сходятся (символ интеграции),
домик - мне просто нравится, как в Европе (тщательно охраняемый дом мечты),
лошадки – лошадь можно обнять и потрогать, я каталась на них в детстве,
хотела поехать на второй круг, но у папы не было денег, собака – светлая, мягкая ее можно обнять и потрогать, это преданное существо
(как спрятанные инстинкты).

Мы обсуждаем, что могут означать символически те или иные фигурки в песочнице. Получалось плохо, способность к символизации еще низкая. В контрпереносе я чувствовала пустоту, а после сессии меня «накрывала» ярость. Песочница вызвала у меня тревогу.

И далее все тот же гнев на брата, в это время он с женой и сыном съехал на другую квартиру, но на выходные его сын гостил у бабушки с дедушкой, и Кире приходилось гулять с племянником.
Ирина Исаева
Автор статьи
- Я на него очень злюсь.
- Почему?
- Его ребенка я очень люблю, но не хочу вставать рано в субботу и идти с ним
гулять. И на машине ездить не хочу, а они все меня заставляют. Тут недавно села за руль машины его жены и попала в аварию, теперь нужно чинить за свой счет.
- Вам обидно?
- Мне обидно, что я не умею говорить «нет», чтобы никого не обидеть.
- А что будет, если вы скажете «нет»?
- Они все будут думать, что я плохая, что я виновата в том, что им плохо.
- Чувство вины.
- Да это мое любимое чувство, я постоянно виновата во всем. Я не виновата в
аварии, но они все думают, что виновата. Мама винит меня. Даже когда брат вел себя
по отношению ко мне по-свински, я не могла ответить ему.
- А как он себя вел?
- Не хочу говорить об этом. Как мне в себя поверить и не чувствовать вину за всех?
- Вам нужно себя в чем-то винить?
- Это защита, тогда я плохая, а они все хорошие.
- И тогда они «хорошие» могут отправить вас «плохую» к «бабушке», как в
детстве, и будут правы?
- Да возможно вы правы, я боюсь что, меня вычеркнут из семьи.
- И тогда семья идеальная, и имеет право вас не идеальную исключить. Тогда
вина, это та жертва, которую вы платите, за возможность быть в идеальной семье?
- Вы правы, я раньше об этом не думала. Теперь мне все понятно.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Я злюсь. Можно мне порисовать?

(См. рисунок №2)




Рисунок цветка с закрученным центром, мне напоминает омут, в котором нет дна, и возможности контролировать ситуацию. К тому же, есть некий отщепленный зеленый объект, который пока не встроен в психический мир клиентки.

Рисунок 2
Я чувствовала, что есть некая тайна, во взаимоотношениях Киры с братом. Меня
беспокоила Эйфелева башня в центре песочницы.

В дальнейшем мы много говорили о спорте, о взаимоотношениях с тренером,
которая выступала как негативная материнская фигура, которую нужно было сделать реальной, окрасить в разные эмоциональные оттенки. Кира испытывала много злости по отношению к тренеру, к партнерам по команде жалуясь что ей не дали проявить себя.

Где-то на 30-й сессии, клиентка заметила, что ее отношение к спорту стало
«цветным», а до этого было черное. Для меня эта реабилитация означала движение к целостности объекта. Но это пока как бы не касалось непосредственно Киры и ее расщепленного Эго. «Расщепление Эго, обычно называемое просто «расщеплением», - это еще один мощный межличностный процесс. Исток его, как считается, находится в довербальном периоде, когда младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что заботящиеся о нем люди обладают и хорошими, и плохими качествами, и с ними связаны как хорошие, так и плохие переживания. Нередко у двухлетних детей мы наблюдаем потребность приписывать хорошие или плохие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие… Пока нет константности объекта, не может быть и амбивалентности, поскольку амбивалентность предполагает наличие противоположных чувств к постоянному объекту. Вместо этого существует хорошее или плохое отношение к внешнему объекту» (Мак-Вильямс, 2012 с. 150).

На последующих сессиях, Кира начала говорить о своей исключительности, что
она очень «оригинальная», и не любит «серую массу», которая ничем не примечательна. А также, что она «нащупала» свою агрессивность, и пытается ею пользоваться в кругу подруг. Но в то же время я видела, как она обесценивает себя, говоря, что боится любви, потому что не сможет соответствовать ожиданию партнера, поэтому не любит, когда подруги ее знакомят с парнями.

Одновременно она стала бояться бессмысленности жизни, зато стала меньше боятся пауков: «смотрю на картинки с пауками и мне не страшно» и смерти: «смерть это пустота, а пустота, не страшна».

- Если бы остался один день до смерти, напилась и накурилась с подругой, и не
боялась рака легких.
- Если бы осталось три дня до смерти?
- Покаталась бы на американских горках, заплыла бы далеко, прыгнула с моста в
реку, подержала бы в руке паука большого и страшного, ходила бы три дня с лысым котом который мне не нравятся, и ящерицей, я их люблю.
- Если бы остался один год до смерти?
- Я бы потратила свои деньги, и открыла бы свое дело, пока не знаю какое.

Для меня ее слова звучали, как готовность к открытию чего–то нового о себе, соединению со страхами, столкновению со своей пустотой, готовности умереть какой-то своей частью. И на следующей сессии она и правда «покинула эту планету».
Ирина Исаева
Автор статьи
«В детстве я очень любила играть в Сейлор Мун, это мой любимый мультик. О
том, как девочка попала на Землю с другой планеты. Родители оказались приемные, и они ничего не знали о девочке, а она нашла себе подружек и спасала планету Земля, не помню от чего».

После этой сессии я ощутила, что Кира регресировала до предобъекных
отношений, и работать мы будем на психотическом уровне. Это подтвердила следующая сессия, на которой клиентка построила две песочницы.

Первая, сухая песочница:
Шарики – много маленьких проблем, их нужно полопать.
Фигурка балерины – это девочка, которая сидит внутри меня.
Мальчик (друг) и девочка - идут поднимать эту девочку, чтобы на месте не
сидела, чтобы встала и пошла.

• Лошади – красивые, быстрые (убегут, если что, если что-то не понравится).
• Красивые цветы (в центре), и деревья – успокаивающие и дающие силы.
• Желтый мячик – дополняет комбинацию.
• Серебристый шар – это камень, в котором есть тайна внутри.
• Чувства от песочницы – «Я маленькая девочка, везде цветочки, шарики. На улице летнее утро, потом становится жарко и сухо».

У меня было ощущение тревоги от песочницы, тайны. Опять виден актуальный
конфликт, поскольку, все фигуры размещены в центре, парные лицом друг к другу. Клиентка вдруг после этих слов, кинулась разбирать песочницу, оставив балерину, шарик с тайной, засохшее дерево, и добавила красный карандаш, который воткнула острием вверх.

Лицо ее менялось, на нем отразился детский страх и тревога, даже паника. В контрпереносе я чувствовала ужас и стыд. Я попыталась обсудить с ней песочницу, но она сказала, что там «зыбучий песок», и стала строить новую песочницу в мокром песке.

Вторая песочница:
В центре сидела маленькая девочка с ангельскими крылышками, рядом цыпленок и деревянные расписные черевички. Справа кофеварка с пустой кружкой и колокольчик. Ближе к левому верхнему углу большие колокольчики и два дракона. Все свободное пространство центра усыпано ракушками большими и маленькими.
«Маленькая девочка уедет в другие страны, где сможет ходить и бегать».

Эти песочницы укрепили меня в мысли об инцестуозной травме клиентки: Эйфелева башня в центре самой первой песочницы и матрешка, красный острый
карандаш и шар с секретом внутри, а также показали способы защиты - вытеснение и отрицание (миграция в мокрую песочницу), где она счастлива, может жить полноценно «ходить и бегать». Но сама Кира пока не готова была встретиться со своими переживаниями. И моей дальнейшей задачей на данном этапе было укрепление контейнера, для того чтобы клиентка смогла не разрушая Эго, встретиться со своими чувствами.
На последующие сессии она стала приносить свои стихи, будто сама выбирала способ знакомства со своими чувствами, делая меня просто зеркалом для них, пытаясь признать и приблизить, назвать и не бояться.
Ирина Исаева
Автор статьи
«Я в этом мире не живу,
Мои эмоции слепые
Меня дороги не ведут,
Мне глаз моих не открывают,
Я вижу только череду
Неясных кадров мирозданья,
Нет яркости и мало чувств
И пустота непониманья»

«Глаза открыть и ярко видеть,
Вернуть эмоции свои.
Сильно любить и ненавидеть,
Быстро бежать или идти.
И чтоб все было так нескромно, и все отчетливей, чем явь.
Чтобы любовь и не в сторонке,
Чтоб не любовь и так же громко,
Я все хочу и все могу».

Приближался летний отпуск, 8 месяцев терапии были позади, и я готовила ее к
временному расставанию, понимая, что характер наших отношений симбиотический, и длительный отпуск, может стать ситуацией ретравматизации, при которой на меня спроецируется мать, которая бросает своего ребенка надолго. Она проявляла беспокойство. На последней сессии перед расставанием, уходя, сказала, что у них с братом были необычные отношения, они носили сексуальный подтекст.

После этой сессии я утвердилась в мысли, что между клиенткой и ее братом была инцестуозная связь, и возможно придется эту травму рассматривать как причину ее нынешнего состояния. А пока она ушла, оставив меня с чувством вины, и стыда, ведь я бросила ее, когда она доверилась мне.

После двухмесячного перерыва мы вновь встретились с Кирой.

- Я читала много книг… Понравилась фраза из книжки – хорошие девочки
отправляются на небеса, а плохие куда захотят, хватит думать, действуй… Терапия это как укол в голову, это дорого и больно… Это зависимость, которая держит меня в кабале. Хочу более молодого психолога.
- Почему вам нужен более молодой психолог?
- Он сможет понять меня, и помочь мне.
- Я вас не понимаю, и поэтому не могу вам помочь?
- Не знаю. У вас глаза как у кота из Шрека.
- Что это значит?
- Просто вы на него похожи.
- Вы сердитесь на меня за то, что так надолго вас оставила?
- Мне было хорошо без вас, я жила и не копалась в своей голове.
- Да, в голове копаться трудно…
- Хотела уйти из терапии, мне нужно просто снять энцефалограмму головного
мозга и мне выпишут таблетки.
- И что?
- И я перестану «тормозить» и «зависать», и буду жить нормально.
- Это как?
- Без вас.
- Вам хочется, что бы я тоже осталась без вас?
- Может быть.
- И что я буду чувствовать, брошенная вами?
- Не знаю. Может свободу, а может, вам будет жаль, что мы не будем встречаться.
- И я узнаю, как плохо, когда тебя бросают люди, которые дороги, и смогу понять
ваши чувства?
- Наверно (улыбается).
- Я смогу понять, как вам было больно, когда вас бросила мама, папа, я ушла в
отпуск? Вы поэтому, бросили спорт, магистратуру и меня хотите бросить? Что бы
посмотреть как все страдают, без вас?
- Да я еще хочу бросить семью, хочу переехать к другу жить.
- Переживание опыта «брошености» важно для вас, возможно в этом много
чувств. Вас бросили, и теперь вы бросаете всех, чтобы не быть брошенной и не
встретиться с этими чувствами.
- Да сейчас, мне кажется, я так делаю всегда…

Этот диалог был еще и актом репарации, поскольку я приняла ее гнев, и не разрушила наши отношения.
Ирина Исаева
Автор статьи
И она мне рассказала, что за время нашего перерыва Кира познакомилась с
разведенным мужчиной Валентином, который старше ее на 17 лет. Валентин воспитывал восьмилетнего сына. Мать мальчика в воспитании участия не принимала. Помогала в воспитании мальчика, тетя Валентина (двоюродная бабушка мальчика). Клиентка жила с Валентином, но в жизни мальчика не участвовала. Мужчина хотел создать семью с Кирой, но она очень сопротивлялась серьезным отношениям.

Далее на наших встречах мы обсуждали отношения Валентина со своим сыном, и искали жизненные параллели ситуаций в семье Валентина и в семье Киры. У Киры было много гнева на методы воспитания мальчика и на методы воспитания в ее родительской семье. А также зависть мальчику, которым активно занимался отец.

Я думала о том, что для Киры отношения с Валентином, стали попыткой взглянуть со стороны, на другие семьи и отношения в них, чтобы оценить «степень нормальности своей семьи». А также, она сама отмечала, это была возможность уйти от папы и его агрессии, держать агрессию под контролем. В это время она начала приносить свои рисунки. Много рисунков простым карандашом, на одном листе в правом верхнем углу мобильный телефон, ниже чашка кофе, в левом верхнем углу лицо, то ли девочки, то ли мальчика, посредине – ветка дерева. Свой портрет, без рук и ног, который она рисовала сидя перед зеркалом, черепаху во всех ракурсах, ластик. Портрет мужчины, рисунок ежика, бабочки, кота, дороги с забором… Как будто обрела возможность, вместо слов, говорить образами, тщательно проверяя, понимаю ли я что она хочет сказать.

Много образов подходящих под ее состояние, она нашла в книге Энн Магуайр
«Кожные заболевания – послания души». Там она нашла объяснение своей себорее, но объяснения больным ногам не находила. Было похоже на то, что ее первый контейнер – кожа уже сформирован, теперь возможно «лечить больные ноги». Но все предложенные мной интерпретации отклонялись, пока она опять не упомянула о брате, сказав, что она все рассказала подружке об их отношениях, и хочет его убить.

На мой вопрос, что именно она рассказала, ответа не последовало. Это было
похоже на отыгрывание гнева на меня, ведь подруге она рассказала, а мне нет. Стало ясно, что ей не хватает доверия ко мне, переходное пространство кабинета пока небезопасно.

Затем, Кира принесла сон.
«Намереваюсь пройти по траве. Вроде не сильно грязно. Я хочу пройти
прыжками, и оказывается это очень сильная грязь, я проваливаюсь по шею. Мужчина мне помог пройти, и показал, где отмыться. Я чувствую, что грязь натекла под одежду, и я пытаюсь отмыть комки грязи». Страха не было.

Похоже, что клиентка готова «встретиться со своей грязью». И мы стали обсуждать, как она может проявлять свой негатив в жизни. Она приносила рассказы о своем «плохом поведении» в настоящем и в прошлом.
Ирина Исаева
Автор статьи
И только через месяц, Кира решилась рассказать про инцест с братом. Она
вспоминала с трудом. Ей три или четыре года, ее брат с другом играют в компьютер, она наблюдает за ними со второго этажа кровати, брат предлагает ей поиграть. Ложится рядом и начинает «тыкать» ее. Потом «потыкав», предлагает другу сделать то же самое, но его друг отказывается. Длилась эта игра 10 лет, до тех пор, пока она не пригрозила что закричит, и ее услышат родители. Больше он не пытался к ней приставать.

Кира рассказала это с таким видом, будто это ее не очень касается. В
контрпереносе - ужас, страх стыд. Стало ясно, что на данном этапе работы нужно «распаковать травму», «вытащив» все содержащиеся там эмоции и чувства. Обсуждение этих событий занимало все наше время.

На одной из последующих сессий клиентка рассказала, что смотрела передачи про изнасилования и очень рада, что с ней этого не было.

– А что было?
– Была игра, в которую мы с братом играли.

Она любит брата, и он не виноват, это она гадкая его соблазняла. Говорила, как
невыносимо быть гадкой, ей кажется, что все это видят.

Я рассказывала ей о том, какие прикосновения нормальные, какие нет, и на ком
лежит ответственность. «Сексуальное просвещение особенно необходимо в терапии инцеста, так как спутанность, вина и изоляция вследствие ранней сексуальной эксплуатации приводят к состоянию зависимости, беспомощности и безнадежности по отношению к сексуальному опыту. Искаженные представления о том, что является нормальным и извращенным, должны быть откорректированы». (Виртц ,2014, с.206).

После этого она заплакала, это были слезы облегчения, «как будто часть вины
свалилась с плеч». Появилась агрессия на брата, теперь уже осознанная.
«Я бы ему вспорола живот». «Мне кажется, что я разваливаюсь».

Мне было тоже очень тяжело, чтобы поддержать Киру я дала ей домой книгу
Сильвии Жермен «Взгляд медузы». На мой взгляд, это помогло бы ей познакомиться с чувствами, присутствующими в ее травме. После прочтения книги Кира рассказала свой сон.

«К девочке пристают два мальчика, чтобы доставить удовольствие. Потом я
оказываюсь на другой планете, где мало воды и много цветов. Цветы очень яркие. Я хочу сделать букет, а он не получается. Подходит ко мне мужчина и хочет попить, и я думаю, как воду из-под цветов сделать питьевой. Я смотрю на девочку и мальчика и вспоминаю, что от физического контакта можно получать удовольствие».

Кира пытается вписать свою травму в реальную жизнь, и получать сексуальное
удовольствие с реальным партнером, Валентином, и не стыдиться своей сексуальности. Попытка собрать букет, как что-то целое из разных частей психики. Параллельно, мы обсуждали ее сегодняшнюю реальную жизнь с Валентином. Связь с реальностью была необходима, чтобы поддерживать Эго.
Кира признается, что получала сексуальное удовольствие от секса с братом, и мы пытаемся разделить любовь и секс. Ведь долгое время мама твердила, что брат ее очень любит, и Кире могло казаться, что любовь брата и секс с ним - это одно и тоже.
Ирина Исаева
Автор статьи
Попросилась в песочницу.
В правом нижнем углу дом с большими воротами, к нему из левого верхнего угла устремляются лодки, дерево в горшке, машины, корабли, детская лошадка-качалка, и завершает это нашествие огромная красная феррари, которая зависла на бордюре песочницы.

- Какие чувства у вас по поводу этой песочницы?
- Было очень больно внутри, когда строила песочницу, сейчас сказала, и стало легче.
- Вы чувствовали боль?
- Да, боль, стыд, агрессию, как будто я грязная.
- Вам многое приходиться переживать.
- Мне хочется разрушить эту песочницу (разрушает).

В следующей песочнице дом-гараж развернут лицом к Кире и ко мне, корабли и
машины «потерпели катастрофу», а красный феррари, закопан в песок, посередине большая деревянная ложка.
- Что вы сделали?
- Хочу жить, не оглядываясь на прошлое.
- Как будто его не было?
- Нет, оно было, но я от него освободилась.


Эта сессия была очень значимой для осознания и интеграции травмы. Травма уже не отщеплена, а присутствует в истории Киры. Несмотря на всю болезненность ситуации, она называет чувства, и может говорить о них.

На одной из последующих сессий, Кира отослала смс брату.
«Написала, что не понимаю, почему он так поступил со мной в детстве, что до
сих пор пытаюсь пережить эту травму, и жить дальше, что я на него очень злюсь. А брат мне ответил, что за все, что он причинил, просит прощения, хотя
прощения нет, и очень сожалеет, что ничего нельзя изменить, что ему тоже
приходиться жить с этим дальше. Винил родителей, что плохо смотрели за детьми».


И этот акт репарации позволил клиентке, избавиться от чувства вины.







И вскоре родился новый рисунок, где появился реальный цветок гербера в вазе с водой, птица, корабль, земля, солнце. Вода может рассматриваться как доступ к ресурсу, а самое главное у цветка есть центр – Самость.
(Рис. 3)

Рисунок 3
Затем, она смогла рассказать маме об инцесте с братом. Мать отреагировала
«сухо», выразив надежду, что Кира будет «лучшей матерью для своих детей и не
допустит, что бы эта история повторилась в Кириной семье». Кира злилась, хотела, чтобы мать поговорила с братом на эту тему. Отцу рассказать свою историю так и не решилась.

Я думаю, мать подсознательно догадывалась о необычных отношениях у детей,
ведь отправляла их к бабушкам поочередно, то дочь, то сына. Затем, Кира смогла лично поговорить с братом и обсудить их сексуальных отношения, он очень извинялся.

За время перерыва на майские праздники, Кира рассталась с Валентином,
переехала жить к родителям.

Съездила в Питер на поезде и вернулась на самолете. «В Питере, я сбросила кожу. Ходила и виляла попой, наслаждалась мужскими взглядами не чувствуя стыда, и это было здорово». Поездка стала для нее символом трансформации, началом нашей с ней истории, и ее завершением. После этой поездки ее жизнь стала стремительно меняться. Кира искала жилье, чтобы жить самостоятельно. Она уже успевает «отлавливать» гнев и страх, переживает их, возвращает в виде слов тому, кто их вызвал. У нее пропали боли в ногах и ощущение что она находится в бутылке. Поет в караоке, хотя раньше было стыдно, и рисует уже не карандашом, а пастелью и красками.





Этот рисунок Кира принесла на одну из последуюших встреч, мы его не
обсуждали. Но для меня он выглядят, как попытка раскрасить черно-белый мир, и презентация объемного внутреннего мира, сложившегося из множества фрагментов в единую картину. Она рисовала ее долго. Говорила про счастье увидеть мир и понаблюдать за ним «своими глазами», потому что раньше мир был таким, каким его описывали те люди, с которыми она общалась.

Рисунок 3
После летнего перерыва на два месяца она вернулась только, чтобы попрощаться. На традиционный вопрос, что ей дала терапия, ответила, что любит себя больше, что раньше не могла нарисовать ничего, а сейчас нарисовала картину мира. «Даже нарисовала себе папу, срисовывая с фото». А в перспективе через шесть лет, видит себя «креативным рекламщиком, у которого свое дело, или как минимум свой сайт, совместно с партнером. А через семь лет у нее будет муж, года на два-три старше, с которым она родит троих детей, двух девочек и одного мальчика, и будут они жить за городом в своем доме».

Для меня это скорее было похоже на правду, чем на сказку, или мне просто
хотелось в это верить. Наша работа продолжалась около двух лет, и я не собиралась так скоро завершать с ней отношения, но это был ее выбор.

Заключение
Инцест – тяжелая травма, особенно, если случается в раннем детстве.

Чувства стыда страха и агрессии, отщепляются как невыносимые и формируют
другую, безопасную реальность - в этом случае Сейлор Мун, которая умеет защитить хрупкий мир психики ребенка, благодаря волшебному дару. Либидо направляется на построение примитивных защитных механизмов (соматизация, примитивная изоляция, диссоциация) и вымышленной реальности, в которой нет места боли и стыду. Особенно в случае моей клиентки, когда травма совпала с процессом сепарации – индивидуации, и это привело к тому, что объектные отношения не сложились. Желание идентификации с хорошим объектом привело Киру к очень трагическим последствиям, ей пришлось жертвовать своим телом 10 лет, в поисках мнимого рая, в котором царит любовь.

Инцестуозная травма открывается не сразу, для ее открытия и проработки
пришлось пройти несколько этапов:
1) Установление рабочего альянса, что подразумевает формирование
безопасного переходного пространства.
2) Укрепление Эго, знакомство с чувствами и их переработка.
3) Проработка страхов и формирование контейнера.
4) Раскрытие инцестуозной травмы.
5) Переживание травмы в безопасной ситуации
6) Интеграция травматическрго опыта в историю клиентки.

Возможно, в моей работе эти этапы выделены не четко, поскольку психолог не
может четко придерживаться намеченного плана, а должен идти за клиентом и
пользоваться предоставляемой им информацией.

Благодаря сложившемуся альянсу, мы пришли к этапу раскрытия, укрепив Эго. Это позволило Кире выразить свой гнев, стыд, снять с себя вину, пережить эти чувства. А это в свою очередь помогло найти доступ к творчеству, поскольку теперь психика могла не тратить силы на защиту от травмирующих событий, а сконцентрироваться на самовыражении.

Выбранный Кирой метод арт-терапии стал языком, которым говорила ее душа до
тех пор, пока она не «выучила» язык слов, обретя возможность говорить, а песочная терапия стала отображением внутреннего ландшафта. Это помогло ей выйти из изоляции и жить в контакте с собой и реальным миром, реабилитировать родителей, которые не смогли обеспечить безопасность ребенку в семье. Понимание того, что она не маленькая беззащитная девочка дало возможность с перспективой взглянуть в будущее.

На протяжении всей работы с Кирой у меня было очень много чувств - это и
любовь, и ненависть, и страх, и ярость… Иногда они захлестывали и были трудно
выносимы, их было тяжело «вернуть» клиентке, поскольку она не была к ним готова. Особенно сложно было в период, когда я уже подозревала о сексуальной связи с братом, а она была еще не готова говорить на эту тему. Но понимание того, что это соответствующий контрперенос, позволило мне переработать эти чувства.

Прошло больше года, прежде чем я решилась описать этот случай, и хотя я
получила разрешение клиентки на статью, чувствовала себя предательницей, выдавшей ее детские секреты и позволившей всем взглянуть на ее стыд. Описывая ее историю, мне сложно находиться в аналитической позиции, потому что содержание не было достаточно переработано, и эта статья может являться продолжением нашей с ней работы, которую мы делаем уже по-отдельности.

Библиография
1. Вирц У. Убийство души. Инцест и терапия. М.:- Когито-Центр, 2014
2. Магуайр Э. Кожные заболевания-послание души: Метафизические причины
проблем с кожей. М.: София, 2012
3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры
личности в клиническом процессе. М,:- Независимая фирма «Класс», 2012
4. Жермен С. Взгляд медузы.- СПб.: Амфора, 2002
5. Калшед Д. Внутренний мир травмы. - Деловая книга, Академический проспект, 2001
6. Копытин А. И. Системная Арт-терапия.- СПб.:Питер 2001